Желтые пятна на коже

Желтые пятна на коже – это изменение цвета эпидермиса, проявляющееся в виде окрашивания отдельных участков в желтоватые оттенки. Подобное состояние редко является самостоятельной патологией, обычно это симптом, связанный с различными дерматологическими заболеваниями, поражением внутренних органов или воздействием внешних факторов. Только точная диагностика и определение основной причины позволяет эффективно лечить возникшее состояние, для этого требуется профессиональная медицинская помощь.

категория
Кожа
на чтение
обновлено
16.02.2024

Причины, почему на коже появляются желтые пятна

Изменение цвета кожных покровов с появлением желтоватого оттенка обычно сопровождается и другими симптомами, проявляясь следующим образом:

• Формирование визуально заметных пятен, размеры и форма могут различаться, иногда окрашиваются в соответствующий оттенок и белки глаз. При некоторых заболеваниях окрашиваются не отдельные части тела, а изменяется оттенок кожи в целом.
  • Оттенок от бледно-желтого до ярко-оранжевого цвета, появление внешне непохожих друг на друга пятен чаще всего свидетельствует о неравномерности пигментации.
  • Влажные раздражения или сухая сыпь сопровождают пятна в некоторых случаях.
  • Локализация может быть любой, пятна появляются на лице и шее, половых органах, верхних и нижних конечностях в зависимости от причины.

Описанные признаки являются общей симптоматикой, необязательно все они проявляются у конкретного пациента. Причиной возникновения желтых пятен на коже могут являться следующие факторы:

• Заболевания печени или желчного пузыря, при которых в составе крови повышается концентрация билирубина. Это продукт распада кровяных клеток, который в нормальном состоянии проходит процесс переработки в печени и выводится из организма человека вместе с желчью.
  • Воздействие внешних (ультрафиолетовое излучение; прием сильнодействующих медикаментозных препаратов, оказывающих токсическое воздействие на печень) и естественных (возрастное старение организма) факторов, провоцирующих неравномерность распределения меланина, каротина и других пигментов.
  • Дефицит железа в организме или нарушение процессов, связанных с его метаболизмом.
  • Избыток бета-каротина в организме, который представляет собой пигмент желто-оранжевого цвета, дополнительно он может поступать в организм с продуктами питания.

Заболевания

Желтые пятна на коже бывают связаны с различными заболеваниями, ниже представлен список состояний, для которых они являются распространенным симптомом:

• Гепатит приводит к воспалительным процессам в печени и повышает показатели билирубина, что приводит к развитию желтухи и появлению соответствующего оттенка на коже.
  • Цирроз печени является распространенной причиной продолжительного повреждения этого органа и формирования фиброзных тканей, что также способствует пожелтению кожных покровов.
  • Гепатоцеллюлярная дистрофия представляет собой редко встречающееся генетическое заболевание, но оно может спровоцировать пожелтение кожных покровов по причине нарушения обмена гликогена.
  • Гемолитическая анемия приводит к ускоренному разрушению красных кровяных клеток и последующему высвобождению билирубина.
  • Желчнокаменная болезнь характеризуется образованием твердых отложений в желчном пузыре и вызывает затруднение оттока желчи, с которой из организма должен выходить билирубин.
  • Псориаз обычно сопровождается появлением красных или коричневых пятен и чешуек, но при некоторых формах заболевания возникает пигментация желтого цвета.
  • Липидозы, в том числе болезнь Ниманна-Пика – прогрессирующая наследственная патология, приводящая к ухудшению функции печени, нарушению дыхательной функции и другим отклонениям.
  • Амилоидоз почек приводит к нарушению белково-углеводного метаболизма и отложению в тканях полисахаридного комплекса, что сказывается на состоянии кожи и изменении ее цвета.
Важно!

Все перечисленные заболевания являются серьезными патологиями и требуют профессиональной медицинской оценки и диагностики. При появлении характерных симптомов и подозрении на наличие болезней следует незамедлительно обратиться к врачу для постановки точного диагноза и назначения лечения основной причины пожелтения кожи.

Локализация желтых пятен на коже рассматривается в комплексе других клинических проявлений и тоже может помочь в определении основного диагноза:

• Желтая пигментация рук чаще связана с частыми контактами с химическими веществами или другими раздражителями, но также может являться признаком острой аллергической реакции и избытка бета-каротина.
  • Желтая пигментация головы чаще связана с себорейным дерматитом или некоторыми видами инфекций.
  • Желтые пятна над глазами в большинстве случаев связаны с развитием желтухи, отложением холестерина (образование ксантелазмы) или избытком бета-каротина, требуется диагностика возможных печеночных и желчных проблем.
  • Желтые пятна под мышками зачастую тоже связаны с развитием желтухи, необходима дифференциальная диагностика и сдача анализов.
Обратите внимание!

Эти рекомендации являются общей информацией и не могут заменить консультации с медицинским специалистом и проведение осмотра. Лечение будет эффективным только после постановки диагноза.

Лечение

Лечение желтых пятен на коже зависит от основной причины их появления и поставленного диагноза, поэтому важно пройти медицинское обследование и осмотр. Ниже представлены общие подходы к лечению, которые применяются в зависимости от основного заболевания у пациента:

• Контроль цирроза печени, гепатита или других заболеваний, симптомом которых является желтая пигментация в конкретном случае. План лечения разрабатывает профильный специалист в зависимости от вида патологии.
  • Назначение специальной диеты, если симптом связан с развитием гиперкаротинемии.
  • Подбор аналогов лекарственных препаратов, если пигментация вызвана побочным эффектом от их приема.
  • Симптоматическое лечение, если пятна сопровождаются и другими симптомами. Врач может назначить противовоспалительные и обезболивающие средства, местные препараты для снятия зуда.
  • Использование солнцезащитных средств и ограничение воздействия ультрафиолетовых лучей, если они стали причиной появления пигментации. Эти меры также помогут предотвратить прогрессирование состояния.
  • Лечение кожных воспалений и дерматитов, если они являются первопричиной. Терапия с применением местных средств назначается после осмотра у дерматолога.

Способы диагностики при желтых пятнах на коже

Диагностика при появлении желтых пятен включает в себя ряд медицинских процедур и исследований для выяснения причины симптома:

Источники

• Федотов В. «Расстройства пигментации кожи»
  • Раводин Р. «Руководство по клиническому обследованию пациентов с заболеваниями кожи, слизистых оболочек, поражениями волос и ногтей»
  • «Интегративная дерматология» под редакцией Р. Рупани
  • Даховский А. «Кожные заболевания»
У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

К какому врачу обращаться при появлении желтых пятен на коже?
Можно ли загорать, если на коже желтые пятна?
Существуют ли эффективные меры профилактики желтых пятен на коже?
Какие факторы риска влияют на вероятность появления желтых пятен на коже?

К какому врачу обращаться при появлении желтых пятен на коже?

При появлении желтых пятен лучше всего обратиться к врачу общей практики или терапевту, который проведет первичный осмотр и предоставит консультации, а затем направит узкопрофильному специалисту при необходимости (в зависимости от подозреваемого заболевания). Консультация гастроэнтеролог требуется, если есть подозрение на проблемы с печенью, желчным пузырем или желудочно-кишечным трактом, провести дополнительные исследования и уточнить диагноз может также гепатолог при подтверждении нарушения функций печени. При наличии кожных заболеваний не обойтись без осмотра дерматолога, который назначает лечения после проведения экспертизы. При связи желтых пятен с анемией лечением пациента будет заниматься гематолог, а при сбоях в работе щитовидки или других желез – эндокринолог.

Можно ли загорать, если на коже желтые пятна?

При появлении желтой пигментации на коже категорически запрещено посещать солярии или загорать естественным способом до тех пор, пока не будет установлена точная причина этого симптома. Загар, особенно при длительном воздействии ультрафиолетовых лучей, способен ухудшить состояние и спровоцировать ускоренное прогрессирование пигментации с последующим поражением кожи.

Существуют ли эффективные меры профилактики желтых пятен на коже?

Учитывая широкий спектр причин, по которым у человека могут появиться пятна желтого цвета, гарантированно предотвратить подобную пигментацию невозможно. Однако существуют профилактические меры, значительно снижающие риск. Специалисты рекомендуют пользоваться солнцезащитными средствами при длительном воздействии ультрафиолета, обеспечить сбалансированный ежедневный рацион, не пренебрегать перчатками и другими защитными средствами при работе с химическими веществами, а также проходить профилактические медицинские осмотры и осуществлять контроль хронических заболеваний.

Какие факторы риска влияют на вероятность появления желтых пятен на коже?

Факторы риска не гарантируют появление желтых пятен, но существенно увеличивают риск этого состояния. К ним относится наличие хронических заболеваний (в первую очередь печени и желчного пузыря), гематологические и метаболические нарушения, систематическое воздействие химии или негативных факторов окружающей среды, псориаз и прочие кожные заболевания.

Врачи лечащие желтые пятна на коже

Вы можете прямо сейчас записаться на прием через сайт и не ждать звонка оператора!
или можете заказать обратный звонок
С кем связать ?
Вы даете согласие на обработку персональных данных