Дислексия

Дислексия - это заболевание, характеризующееся стойкой неспособностью овладеть навыком чтения при достаточном уровне интеллекта и речи, отсутствии нарушений зрения и слуха и оптимальных условиях обучения. Дислексия проявляется незрелым способом чтения, многочисленными ошибками и низкой скоростью чтения, недостаточным пониманием прочитанного, скудным словарным запасом. Квалифицированная диагностика и лечение дислексии проводится логопедом, психологом и нейропсихологом.

Распространенность данной патологии составляет около 10%. Мальчики в 4,5 раза чаще страдают дислексией, чем девочки. У 45% детей наблюдается семейный характер нарушений письма и чтения.

категория
Нарушения речи
классификация МКБ
F81.0
на чтение
8 минут
обновлено
25.05.2023

Причины дислексии

Выделяют несколько групп причин нарушения чтения:

  • Наследственная предрасположенность. Генеалогические и близнецовые исследования подтверждают роль генетики в возникновении дислексии.
  • Анатомические и функциональные отклонения ЦНС. При исследовании головного мозга у лиц, страдающих дислексией, было обнаружено отсутствие асимметрии полушарий в зонах, ответственных за речь, нарушение микроархитектуры и расположения нейронов преимущественно в лобных и задних теменно-затылочных зонах левого полушария. При ЭЭГ у детей-дислексиков регистрируются волны, соответствующие более раннему возрасту, что говорит о замедленном созревании мозговых структур.
  • Повреждающие воздействия на головной мозг плода во время беременности и родов. Это могут быть гипоксия (кислородное голодание) головного мозга из-за нарушений плаценты, аномалий пуповины, затяжных родов, токсическое влияние алкоголя, никотина и некоторых лекарственных препаратов.
  • Инфекционное воздействие на плод вирусов краснухи, кори, герпеса, ветряной оспы, гриппа.
  • Нейроинфекции, перенесенные в раннем детстве.
  • Механическое повреждение: неблагоприятное течение многоплодной беременности, узкий таз, механическое родовспоможение, черепно-мозговые травмы.
  • Социальные факторы: двуязычие, недостаточность речевого общения, педагогическая запущенность, чрезмерные учебные нагрузки.

Дислексия у взрослых в подавляющем большинстве случаев является следствием отсутствия её лечения у детей.

Патогенез или механизма развития дислексии 

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия букв. Буквы соотносятся с соответствующими звуками, осуществляется воспроизведение образа слова и его прочитывание. Результатом сопоставления звуковой формы слова с его значением является понимание читаемого. Развитие чтения проходит ряд ступеней. Сначала происходит овладение звуко- и буквенными обозначениями, затем ребенок учится читать по слогам, а после – по словам. На последнем этапе развивается синтетическое чтение (целыми словами и группами слов). Нарушение последовательности и единства этих процессов приводит к дислексии.

В основе патогенеза заболевания лежит генетически обусловленное нарушение миграции нейронов участков коры головного мозга в эмбриональном периоде, преимущественно в левой височно-теменной области, которая отвечает за звукобуквенный анализ, и левой височно-затылочной области, отвечающей за процесс автоматизированного распознавания читаемых слов. У лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.

Классификация дислексии

По механизму развития выделяют 6 видов заболевания:

  1. Оптическая дислексия — нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза.
  2. Мнестическая дислексия — недостаточность речевой, зрительной и слуховой памяти.
  3. Фонематическая дислексия — несформированность функции дифференциации фонем (различения звуков) и фонематического анализа (деления слова на составляющие его звуки). Фонема – единица языка с определенной совокупностью признаков (мягкость и твердость, глухость и звонкость, способ и место образования).
  4. Семантическая дислексия — несовершенство звуко-слогового синтеза и лексического строя речи.
  5. Аграмматическая дислексия — нарушение грамматического строя речи.
  6. Тактильная дислексия — расстройство тактильного восприятия у слепых детей.

Самым распространённым видом дислексии является фонематическая.

Симптомы дислексии

Среди первых признаков дислексии можно выделить трудности с обучением чтению. Дислексия обычно выявляется во время подготовки к школе, когда у ребёнка возникают затруднения при овладении навыком чтения. Характерны низкая скорость чтения, хаотичные, неравномерные движения глаз, большое количество регрессий (возвращение к ранее воспринятому), излишняя длительность фиксаций (остановки глаз на строке).

Симптомы дислексии можно сгруппировать на обязательные (специфичные) и необязательные. 

Обязательные симптомы дислексии

К ним относятся:

  • Длительный незрелый способ чтения: по буквам и слогам.
  • Медленное формирование звуко- и буквенных ассоциаций, приводящее к ошибкам и замедленному запоминанию букв.
  • Многочисленные ошибки при чтении. При этом дислексик каждый раз допускает разные ошибки при прочитывании одного и того же слова.
  • Низкая скорость чтения по сравнению с другими детьми.
  • Нарушение понимания прочитанного.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Дефекты письма.

Необязательные симптомы дислексии

Из необязательных симптомов могут отмечаться нарушения устной речи, низкая умственная работоспособность, трудности в самоорганизации, дефицит зрительного внимания, проявления психического инфантилизма - слабости волевых процессов, нестойкости интересов, недостаточной самокритичности.

Также для отдельных видов дислексий характерна своя клиническая картина. 

Оптическая дислексия 

Характеризуетсятрудностью различения похожих графически букв, их заменами, нарушением распознавания правильного и зеркального отображения буквы. 

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии дети не запоминают, какая буква соответствует тому или иному звуку, не воспроизводит в правильной последовательности ряд из нескольких звуков или слов. 

Фонематическая дислексия 

Проявляется нарушенным различением фонем (ребенок путает и заменяет близкие фонемы (з-с, г-к) или расстройством фонематического анализа (ребёнок не умеет разделять слова на составные элементы, в результате пропускает или вставляет лишние буквы, переставляет звуки и слоги, либо читает по буквам).

Семантическая дислексия

При технически правильном чтении нарушено понимание читаемого. Дислексик не может пересказать текст, ответить на вопросы по содержанию. 

Аграмматическая дислексия 

Проявляется ошибками словоизменения и словообразования: неправильные окончания существительных (удеревьях), нарушение согласования существительного с прилагательным (красивая букет), изменение окончаний глаголов (пришел кошка) и т.д. 

Тактильная дислексия 

Характеризуется неточным распознаванием букв шрифта Брайля у слепых детей.

Диагностика дислексии

Начальный этап диагностики дислексии может осуществляться педагогами в школе с помощью стандартизованного метода исследования чтения (СМИНЧ) и теста WISC на интеллект. 

СМИНЧ

СМИНЧ состоит из 2 текстов для чтения вслух, при этом фиксируется количество слов, прочитанных правильно за минуту, число ошибок, способ чтения, качество понимания текста. По таблице переводят оценки в коэффициент техники чтения (КТЧ). Если он оказывается ниже определенной величины, это является признаком дислексии.

Тест WISC 

Включает 12 разделов с заданиями, по результатам которых рассчитываются общий, вербальный и невербальный показатели интеллекта.

Диагноз «дислексия» ставится при условии:

  • КТЧ ниже критической величины для данного года обучения.
  • Разница между общим интеллектуальным показателем по WISC и КТЧ 20 и более баллов.

После постановки диагноза необходимо обследование логопеда, психолога, нейропсихолога для уточнения индивидуальных особенностей развития. Для оценки состояния зрения, слуха, центральной нервной системы проводится осмотр невролога, окулиста, ЛОРа, но явной патологии при может быть не обнаружено.

Логопедическое обследование 

Включает изучение медико-педагогической документации, сбор анамнеза, осмотр артикуляционного аппарата, исследование речевой моторики, слуховой функции, звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, словарного запаса и грамматического строя речи, особенности динамической стороны речи, состояние зрительной функции, диагностику чтения и письма.

Консультация психолога 

Выявляет проблемы с адаптацией ребёнка, тревожность, невротические расстройства, депрессию. Нейропсихологическая диагностика проводится для оценки нарушений высших психических функций и составления плана коррекционно-развивающих занятий.

Лечение дислексии

Лечение дислексии заключается в работе с логопедом, нейрокоррекции, психотерапии, лекарственной терапии. Логопедические занятия ведутся от простого к сложному, в игровой форме. 

Каждый вид дислексии имеет свои особенности коррекции.

При устранении фонематической дислексии 

Проводятся занятия по формированию фонематического восприятия и развитию языкового анализа и синтеза. Ребенок учится правильно произносить звук, затем выделять его в слогах, словах, предложениях. Далее ведётся работа по различению пар смешиваемых звуков (например, С и Ш), сначала по отдельности, далее в слогах, словах и предложениях. На завершающем этапе развиваются сложные формы фонематического анализа - определение последовательности, количества и места всех звуков в слове.

При аграмматической дислексии 

Даются задания по словоизменению, словообразованию и формированию правильной структуры предложения.

Логопедическая коррекция семантической дислексии 

Проводится в трех направлениях: образование слов и предложений из отдельных слогов, работа над пониманием прочитанного, расширение, уточнение и систематизация словарного запаса.

Занятия при оптической дислексии 

Включают упражнения на зрительное восприятие и узнавание, игры для тренировки зрительной памяти, формирования пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Мнестическая дислексия 

Устраняется заданиями на развитие слуховой, речевой и зрительной памяти, например, запоминание последовательностей букв на слух, работа с образом буквы – лепка ее из пластилина, вырезание из бумаги.

Тактильная дислексия 

Корректируется тренировкой тактильного различения предметов и схем, развития пространственных представлений.

Нейропсихологическая коррекция 

Направлена на формирование скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений (растяжки, дыхательная гимнастика, массаж, глазодвигательные упражнения, упражнения для мышц языка и челюсти, развитие тонкой моторики рук) и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие.

Психотерапия 

Помогает ребенку решить личностные проблемы: тревожность, замкнутость, проявление агрессии, непроработанные обиды, низкую самооценку, отсутствие контакта с учителями и сверстниками.

Фармакотерапия 

Имеет вспомогательное значение и направлена на стимуляцию психических функций и возможностей мозга. По показаниям применяются нейролептики, седативные средства, антидепрессанты, ноотропы.

Прогноз при дислексии

Дислексия без своевременного лечения может приобрести хронический характер, привести к низкой успеваемости в школе, снижению самооценки, формированию боязни чтения, нарушению социализации, а при неадекватном отношении окружения - развитию невроза.

Профилактика дислексии

Профилактика нарушений чтения начинается с беременности. Здоровый образ жизни, регулярное наблюдение у врача, составление плана родов, профилактика родовой травмы помогут снизить риск развития дислексии. С раннего детства следует стимулировать развитие речи, внимания, мышления и памяти разговорами с ребёнком, чтением ему вслух, физическими упражнениями и развивающими играми. Родителям нужно знать ранние признаки дислексии (сложность запоминания простых стихов, имён друзей и знакомых, алфавита, неусидчивость при слушании историй, отставание развития речи) и своевременно обратиться к специалисту для их коррекции.

У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Ответы на вопросы

Как видят люди с дислексией?
Как понять что у тебя дислексия?
Какие признаки дислексии?
Лечится ли дислексия?
Кто ставит диагноз дислексия?

Как видят люди с дислексией?

Зрение не имеет никакого отношения к дислексии. Обычные предметы дислексики могут видеть нормально.

Как понять что у тебя дислексия?

Как правило, это выясняется в дошкольном или младшем школьном возрасте, когда ребенок учится читать.

Какие признаки дислексии?

Характерны низкая скорость чтения, хаотичные, неравномерные движения глаз, большое количество регрессий (возвращение к ранее воспринятому), излишняя длительность фиксаций (остановки глаз на строке).

Лечится ли дислексия?

Да, это состояние поддается коррекции, главное, своеременно обратиться за помощью к специалистам и тщтально соблюдать их рекомендации.

Кто ставит диагноз дислексия?

Начальный этап диагностики дислексии может осуществляться педагогами в школе с помощью стандартизованного метода исследования чтения (СМИНЧ) и теста WISC на интеллект. 

Если у вас есть другие вопросы, закажите обратный звонок, наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время
Обратный звонок

Врачи лечащие дислексию

Записаться к врачу

Лицензии

Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий в соответствии с рекомендациями Минздрава