Трахеит

Трахеит — это воспалительное заболевание слизистой оболочки трахеи. Он редко возникает сам по себе. Чаще всего ему сопутствует простуда. Предрасполагающим фактором развития воспаления в трахее является вдыхание холодного воздуха, общее переохлаждение организма. Трахеит является одним из симптомов гриппа.

Самая частая причина трахеита – вирусная инфекция. Попав на слизистую оболочку трахеи, вирусы вызывают ее повреждение, что сопровождается раздражением, болью и воспалением. Реже трахеит бывает бактериальным.

Трахеит может быть и токсическим: развиваться при курении, вдыхании ядовитых и раздражающих веществ, паров краски, бензина и прочих химикатов. У склонных к аллергии людей возможно развитие трахеита в пыльном помещении. Склонность к трахеиту повышена у людей, систематически употребляющих алкоголь.

категория
Болезни уха, горла, носа
классификация МКБ
J04.1
на чтение
обновлено
09.03.2023

Симптомы трахеита

Главный симптом трахеита – сухой надсадный кашель. Приступы кашля бывают мучительными и непродуктивными (мокрота не откашливается совсем или в очень маленьком количестве).

Кашель при трахеите усиливается ночью, во время сна, и в утренние часы. Провоцировать кашель может холодный или горячий воздух, табачный дым, прием раздражающих слизистую напитков, употребление орехов, шоколада, меда или цитрусовых, крик, смех и глубокое дыхание.

От постоянного кашля возникают болезненность в грудной клетке, боли по ходу межреберных мышц и диафрагмы, саднит за грудиной. В редких случаях приступы кашля при трахеите могут приводить к рвоте или кратковременной потере сознания.

Помимо кашля, трахеит иногда сопровождается общими симптомами: чувством разбитости, слабостью, нервозностью, повышением температуры тела, потливостью.

Лечение трахеита

В лечении трахеита большое значение имеют режим и образ жизни больного. Для скорейшего выздоровления нужно избегать пребывания на холоде, в задымленном помещении, отказаться от курения.

Нельзя употреблять в пищу слишком горячие и слишком холодные блюда и питье, только умеренно теплые. Из меню следует исключить грубую пищу, способную травмировать слизистую глотки, рефлекторно вызывающую приступы кашля.

Временное табу следует наложить на употребление пряностей и приправ, маринадов и специй. Во время трахеита под запретом орехи, цитрусовые, шоколад и кофе. С медом и продуктами пчеловодства все индивидуально: в зависимости от чувствительности организма мед может усилить проявления трахеита, а может и ускорить выздоровление, снимая приступы кашля.

Сливочное масло для лечения трахеита

Очень полезно при трахеите смягчать горло сливочным маслом. Для этого можно заваривать жирный чай, как принято в Средней Азии, – на кружку теплого чая добавьте две чайные ложки сахара, щепотку имбирного порошка и ломтик натурального сливочного масла, размешайте и выпейте большими глотками. Масло обволакивает слизистую, снимая раздражение, а имбирь помогает избавиться от кашля.

Молоко для лечения трахеита

Приступ ночного кашля, особенно у маленьких детей, можно снять горячим молоком (это единственный разрешенный горячий напиток). Закашлявшегося ребенка уговорите выпить стакан залпом. Можно добавить в него щепотку соды. Эта процедура даст облегчение и поможет заснуть.

Ароматерапия для лечения трахеита

Благотворное действие при трахеите оказывает вдыхание паров эвкалипта, пихты, имбиря, можжевельника и сосны. Можно использовать масла этих растений для ароматерапии, добавив их в аромакулон или аромалампу. Если нет ни того ни другого, капните несколько капель на обычную салфетку и положите возле батареи. Комната быстро наполнится целительным ароматом и поможет смягчить симптомы воспаления.

Ингаляции для лечения трахеита

Хорошим эффектом при лечении трахеита обладают паровые ингаляции. Для этого смесь указанных выше масел добавьте в кипяток. Можно всыпать одну чайную ложку соды и добавить две-три капли йода (если нет аллергии). Наклонитесь над емкостью с ароматной смесью, накройте голову полотенцем и глубоко подышите несколько минут. Если нет температуры, на ночь можете сделать спиртовой компресс на переднюю поверхность шеи, попарьте ноги в течение трех-пяти минут, положите горчичник на верхнюю часть грудной клетки.

Препараты для лечения трахеита

Для лечения трахеита применяют противовирусные препараты. Их прием нужно начать при появлении первых симптомов недомогания. Только тогда они окажут желаемый эффект. При лечении затянувшегося трахеита применяют антибиотики, но выбор препарата, дозы и режим приема – это прерогатива врача. Не идите на поводу у рекламы и не занимайтесь самолечением.

Для скорейшего облегчения и смягчения кашля используют отхаркивающие средства. Самостоятельно можно начать прием травяных препаратов: мукалтин, пертуссин, настойки корня солодки. Вместо чая полезно заваривать аптечный грудной сбор. По назначению врача для лечения трахеита применяют такие отхаркивающие препараты, как амброксол, АЦЦ, бромгексин, аскорил и ряд других.

Для снятия приступов сухого кашля, которые не дают спать и изматывают в течение дня, допускается прием противокашлевых препаратов, содержащих кодеин: Коделак, Терпинкод и Либексин. Эти препараты способны быстро и эффективно устранить кашель, так как действуют на нервную систему и блокируют кашлевой рефлекс. Однако они противопоказаны при продуктивном кашле.

Важно!

Как только у вас появляется мокрота, лечение этими препаратами следует прекратить: мокроту нужно обязательно откашливать. Быстро избавиться от симптомов трахеита помогают и физиотерапевтические процедуры.

У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Врачи лечащие трахеит