Травма мочевого пузыря

Травмы мочевого пузыря — это тяжело протекающая патология, заметно ухудшающая состояние пациента. Механические повреждения этого органа в Российской Федерации составляют от 1 до 7% в структуре общего травматизма. Причем прослеживается четкая тенденция к росту этого показателя в связи с более интенсивным, чем ранее, транспортным сообщением, увеличением числа военных конфликтов, несчастных случаев на производстве и в быту, техногенных катастроф.

Большинство пациентов с данной патологией составляют мужчины трудоспособного возраста – от 20 до 50 лет. Такие травмы преимущественно возникают параллельно с переломами позвонков, тазовых костей, разрывами других внутренних органов.

категория
Урологические заболевания
классификация МКБ
S37.2
на чтение
обновлено
01.09.2023

Причины

Травма этого органа мочевой системы возникает при воздействии на него разного рода механических факторов. Ее могут вызвать:

• автомобильные аварии (причина более 25% случаев таких травм);
  • падения с высоты на твердую, жесткую поверхность;
  • удары в низ передней брюшной стенки тупым предметом;
  • ранения ножом;
  • ранения из огнестрельного оружия;
  • криминальный аборт;
  • медицинские манипуляции (бужирование уретры, катетеризация пузыря, операции на матке или кишечнике);
  • тяжелая урологическая патология, сопровождающаяся нарушением уродинамики, а именно – затруднением мочеиспускания (опухоли простаты, стриктуры мочеиспускательного канала и прочие).
Обратите внимание!

Иногда причиной разрыва мочевого пузыря становится сильное сотрясение тела во время прыжка. Это возможно, если на стенке органа есть рубцы либо он наполнен мочой.

Факторы риска

К таковым можно отнести:

• заболевания мочеполовой системы, при которых нарушается отток мочи;
  • склонность «терпеть», когда хочется в туалет «по-маленькому»;
  • злоупотребление алкоголем;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • асоциальное поведение, сопряженное с риском конфликтов и драк;
  • участие в военных действиях.

Виды

По типу повреждения пузыря различают 3 типа травм:

• ушиб;
  • надрыв стенки;
  • полный разрыв.

По отношению к соединительной ткани, частично покрывающей мочевой пузырь (ее называют брюшиной), разрыв пузыря может быть:

• интраперитонеальным, или внутрибрюшинным (брюшина повреждается, содержимое его попадает в брюшную полость, развивается уроасцит, впоследствии – перитонит; составляет более половины случаев травм, возникает при травме дна пузыря);
  • экстраперитонеальным, или внебрюшинным (наблюдается в трети случаев; брюшина не страдает, сообщения с брюшной полостью нет, моча распространяется в малый таз; этот вариант травмы возникает при поражении передней стенки и шейки органа, сопряжен с обильным кровотечением);
  • комбинированным (имеет место и интра-, и экстраперитонеальная травма).

Повреждение, при котором поражен исключительно пузырь, называют изолированным, если же имеют место и иные травмы, патологию считают сочетанной.

Исходя из того, сообщается ли травмированный орган с внешней средой, его повреждения делят на закрытые и открытые.

Клиническая картина этой патологии всегда яркая.

Для ушиба характерны боль тупого характера и болезненность при прикосновении к нижней части живота, нарушения мочеиспускания (болезненность, учащенные позывы, мочеиспускание небольшими порциями, наличие гематурии (примеси крови) – окрашивание мочи в красноватый цвет).

Разрыв мочевого пузыря сопровождается такими симптомами:

• интенсивная, выраженная боль внизу передней брюшной стенки, по всему животу, в паховой области;
  • снижение артериального давления, учащение частоты сокращений сердца, бледность кожи, тошнота, рвота и другие признаки травматического и болевого шока вплоть до нарушений сознания.

Также у пациента могут определяться задержка или полное отсутствие мочеиспускания, увеличение размера живота, отек мягких тканей промежности, гениталий, области над лобком, наличие здесь гематомы.

Осложнения

Травмы мочевого пузыря всегда сопряжены с риском серьезных осложнений. И даже при своевременном обращении к врачу летальность среди таких больных высока – погибает каждый четвертый из них.

Возможные осложнения:

• массивное кровотечение;
  • уроасцит, перитонит, уросепсис;
  • инфекционно-токсический, болевой, геморрагический, травматический шок;
  • воспаление забрюшинной клетчатки;
  • абсцессы, флегмоны внутренних органов;
  • остеомиелит;
  • свищи;
  • синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания;
  • недержание мочи.
Важно!

Чем раньше пациент будет доставлен в клинику на прием к врачу, чем быстрее с момента начала болезни ему будет оказана медицинская помощь, тем больше шансов сохранить человеку жизнь и избежать осложнений.

Диагностика

Врач заподозрит эту патологию на основании признаков разрыва мочевого пузыря или ушиба этого органа, учитывая данные анамнеза – факт наличия травмы нижней части живота или урологического заболевания, которое могло бы сопровождаться нарушением уродинамики. Для уточнения диагноза, выявления осложнений пациенту могут быть проведены такие методы исследования:

К диагностической лапароскопии сегодня мы прибегаем достаточно редко – только тогда, когда другие методы исследования не позволяют нам удостовериться в правильности диагноза, всесторонне оценить особенности клинической ситуации. Плюс такого вмешательства в том, что оно может быть проведено не только с диагностической, но и с лечебной целью – хирург посредством эндоскопа выявит проблему и может сразу же ее устранить.

Лечение травмы мочевого пузыря

Больной с таким диагнозом незамедлительно должен быть госпитализирован в стационар.

Ушибы и неполные разрывы пузыря требуют консервативного лечения в объеме строжайшего постельного режима, установки в пузырь катетера, приема кровеостанавливающих, противовоспалительных, противоотечных, обезболивающих, спазмолитических средств, антибиотиков.

Полные разрывы возможно устранить только оперативным путем. Сегодня хирурги отдают предпочтение современным лапароскопическим вмешательствам, в процессе которых врач ушивает дефект и устанавливает в пораженную полость дренаж.

Прогноз

Прогноз при этой патологии сомнительный, зависит от тяжести травмы и возникших осложнений. Возможно как полное выздоровление пациента, так и развитие последствий, снижающих качество жизни. В ряде случаев возможен летальный исход.

Профилактика

Чтобы снизить риск такой травмы, необходимо соблюдать осторожность в быту, на производстве и на дороге, избегать конфликтов и драк, не злоупотреблять алкоголем, а в случае имеющейся урологической патологии – добросовестно наблюдаться у уролога. Вне зависимости от причины патологии у мужчин и женщин, при появлении первых симптомов разрыва мочевого пузыря пациенту необходимо срочно обращаться к врачу.

Источники

• Лопаткин Н.А. Урология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 г. – с. 222-231.
  • овлатян А.А. Травма органов мочеполовой системы (клиника, диагностика, тактика лечения). Руководство для врачей. Изд-во «Бином», 2012 г. – 280 с. Глыбочко П.В. Урология. От симптомов к диагнозу и лечению. Иллюстрированное руководство: учеб. пособие. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2014 г. – 148 с.
  • Хашим Хашим, Дмоховски Роджер, Абрамс Пол. Урологические манипуляции и малые операции. Изд-во «Медицинская литература», 2014 г. – 160 с.
У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Какая главная причина травматических повреждений мочевого пузыря?
Всегда ли при разрыве пузыря будет красная моча?
Всегда ли при этой травме нужна операция?

Какая главная причина травматических повреждений мочевого пузыря?

В девяти из десяти случаев в основе таких травм лежат ДТП.

Всегда ли при разрыве пузыря будет красная моча?

Нет, в ряде случаев кровеносные сосуды повреждаются минимально и лишь микроскопически можно найти в моче эритроциты, а внешние характеристики этой физиологической жидкости не изменены.

Всегда ли при этой травме нужна операция?

Нет, в ситуациях, когда целостность стенки мочевого пузыря нарушена не полностью, возможно консервативное лечение.

Врачи лечащие травму мочевого пузыря

Для быстрой связи напишите нам в любом удобном мессенджере.

Написать в WhatsAppНаписать в TelegramНаписать ВКонтактеЗаказать звонок