Уремия

Уремия — это тяжёлое состояние, при котором в организме человека накапливается большое количество азотистых веществ и других токсинов вследствие нарушенной работы мочевыделительной системы.

При развившейся патологии необходимо быстро начать выведение токсинов. С этой целью проводят инфузионную терапию, дезинтоксикацию, заместительную почечную терапию, оперативное вмешательство. Также лечебная тактика направлена на устранение основного заболевания.

категория
Урологические заболевания
классификация МКБ
R39.2, N17-N19
на чтение
обновлено
30.08.2023

Основная причина – почечная недостаточность.

Нарушение нормальной функции почек происходит при травматических повреждениях, шоковых состояниях, при развитии воспалительных процессов почечной ткани, опухолях, при образовании камней и кистозных полостей в почках, при сахарном диабете, сильных ожогах и обморожениях, при проблемах с кровообращением.

Факторы риска

В группе риска находятся больные с хроническими и острыми болезнями почек, страдающие гипертонической болезнью, эндокринными нарушениями, туберкулёзом. Болезнь развивается при наличии у человека раковых опухолей различной локализации, инфекционных заболеваний, аутоиммунных патологий, нарушений обмена веществ. У женщин симптомы уремии могут появиться в период климакса, во время вынашивания ребёнка. Риск также повышается у лиц мужского пола с патологиями предстательной железы.

По происхождению заболевание делится на два вида:

• Ренальная.

Возникает при непосредственном повреждении органов: пиелонефрит, гломерулонефрит, наследственные аутоиммунные поражения почечной ткани, опухоли.

• Экстраренальная.

Возникает при наличии у пациента системных болезней, при которых в дальнейшем в патологический процесс вовлекаются почки: артериальная гипертензия, сахарный диабет.

Обратите внимание!

Уремия может быть как острой, так и хронической. Острое состояние возникает внезапно. Хроническая форма развивается в течение длительного времени и ассоциирована с основным заболеванием. Лечебная тактика в обоих случаях будет различной.

Выделяют следующие симптомы уремии:

• аммиачный запах из полости рта;
  • снижение аппетита;
  • сильная жажда;
  • головная боль;
  • тошнота;
  • бледная кожа;
  • выраженный зуд кожных покровов;
  • светлая моча;
  • расстройства памяти;
  • примесь крови в кале;
  • признаки гастрита;
  • горький привкус во рту;
  • низкая температура тела;
  • нарушения сознания;
  • пищеварительные расстройства;
  • появление налёта на теле;
  • общая слабость;
  • апатия;
  • дыхательные и зрительные отклонения;
  • сухие кожные покровы;
  • появление трофических язв и воспалений;
  • кардиальные боли;
  • тахикардия;
  • серый налёт на языке;
  • судороги;
  • кома.
Важно!

Наличие и выраженность симптомов будут зависеть от давности заболевания, причины, вызвавшей уремию, общего состояния организма. При обнаружении у себя похожей симптоматики стоит как можно раньше обратиться к врачу для предотвращения серьёзных последствий.

Осложнения уремии

При отсутствии должного лечения такое состояние приводит к интоксикации организма конечными продуктами обмена, энцефалопатии, судорожным припадкам, непроизвольным мышечным сокращениям, к галлюцинациям и бреду, к нарушениям ритма сердца, недостаточности сердечно-сосудистой системы. Болезнь может привести к воспалению плевры, перикардиту, к возникновению кровотечений различной локализации, появлению язв слизистых, поражению костей. Самым грозным осложнением является уремическая кома, результатом которой является летальный исход.

Диагностика

Диагностика уремии включает первичный осмотр, лабораторное и инструментальное обследование.

Осмотр

Во время приёма врач расспрашивает пациента о жалобах. Выясняет их продолжительность, интенсивность. Узнаёт о наличии хронических и наследственных патологий, постоянном приёме лекарственных средств. Доктор устанавливает факт прошлых травм, операций, гемотрансфузий. При визуальном осмотре специалист обращает внимание на цвет кожи, её тургор, отмечает присутствие петехиальной сыпи, расчёсов, запаха изо рта. Измеряет артериальное давление, пульс, температуру тела.

Лабораторные анализы

При диагностике назначают:

• общий анализ крови и мочи;
  • биохимическое исследование с определением показателей креатинина, мочевины, азота, электролитов, общего белка;
  • пробу Реберга.

Инструментальное обследование

На этом этапе проводят УЗИ мочевыделительной системы, КТ или МРТ почек и мочевого пузыря, рентгенографическое обследование, экскреторную урографию.

При возникновении тревожных признаков следует прийти на консультацию к урологу. При необходимости и выявлении неспецифических для почечных патологий симптомов специалист направит больного на консультацию к другим профильным докторам: гематологу, инфекционисту, онкологу, эндокринологу.

Лечение

Лечение уремии зависит от формы болезни, её этиологии, давности появления патологического процесса, клиники, состояния больного.

Важно!

Терапия синдрома направлена на максимально возможное сохранение нормальной работы мочевыделительной системы, устранение развившихся осложнений, снижение интоксикации и восстановление нарушенных функций.

В терапии применяют:

• диету с ограничением соли;
  • клизму и приём слабительных препаратов;
  • уменьшение поступления белка в организм;
  • инфузионную терапию;
  • дезинтоксикационное лечение;
  • восстановление водного, кислотно-щелочного и электролитного баланса;
  • устранение дыхательных и сердечных нарушений;
  • средства против анемии;
  • энтеросорбенты;
  • гемодиализ, гемофильтрацию.

При возникновении уремической комы пациента срочно госпитализируют в стационар.

Из хирургических методов назначают удаление или дробление камней мочеточника, нефрэктомию.

При неспособности восстановить или сохранить функциональную способность почки основным методом терапии является её трансплантация.

Прогноз

При хронической форме прогноз зависит от стадии уремии, степени функциональных нарушений мочевыделительной системы и от сопутствующих осложнений. Благоприятный исход при острой форме наблюдается при СКФ выше 30 мл в минуту, а использование диализа и гемофильтрации увеличивает эффект от проводимого лечения.

Профилактика

Специфических профилактических мероприятий нет. Главным является недопущение развитие заболеваний, которые могут стать причиной тяжёлого состояния. Помимо этого, необходимо вовремя проводить диагностику и лечение патологических процессов, вызывающих формирование почечной недостаточности.

Своевременное обращение к врачу позволит выявить патологический процесс на ранних стадиях и не допустить возникновение патологического процесса. Рекомендуется проходить осмотр у специалиста не реже двух раз в год. На внеплановый приём стоит прийти при появлении тревожных почечных симптомов. Только доктор проведёт грамотную диагностику и определит нужный алгоритм лечения.

Источники

• «Схемы лечения. Урология» Москва.
  • «Неотложная урология. Руководство для врачей». Медицинское информационное агентство.
  • «Пропедевтика внутренних болезней» Яковлева А. Ю.
  • «Нефрология. Национальное руководство». Под ред. Н. А. Мухина.
  • «Патологическая физиология почек» Э. Н. Кучук.
У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Каковы причины болезни?
К какому врачу обратиться при появлении подобных симптомов?
Может ли уремия вызвать летальный исход?
Где лечат подобное состояние?

Каковы причины болезни?

Основные причины уремии: исход различных почечных патологий (гломерулонефрит, пиелонефрит), тромботическое поражение почечных вен, наследственное поражение почек. Реже патологическое состояние возникает при сахарном диабете, болезнях сердечно-сосудистой системы, инфекционных поражениях, туберкулёзе, злокачественных новообразованиях, при отравлениях и интоксикациях, патологиях сосудов.

К какому врачу обратиться при появлении подобных симптомов?

Из-за того, что уремия – это не отдельное заболевание, а исход многих почечных поражений диагностическое обследование и лечебные мероприятия синдрома назначает уролог или нефролог.

Может ли уремия вызвать летальный исход?

Да. При остро возникшем состоянии, его несвоевременном выявлении и при позднем начале лечения уремия может осложниться уремической комой и привести к развитию летального исхода пациента. При хронизации патологического состояния риск смерти повышается по мере прогрессирования симптоматики.

Где лечат подобное состояние?

При острой форме необходима госпитализация пациента в стационар и проведение раннего комплекса лечебных мероприятий. При хронической стадии возможна амбулаторная терапия с соблюдением всех рекомендаций и плана лечебных мероприятий.

Врачи лечащие уремию