Везикулит

Везикулит — это заболевание, которое характеризуется воспалением семенных пузырьков.

Семенные железы представляют собой парный орган, находящийся рядом с предстательной железой. Основная их функция – выделение жидкости, входящей в состав эякулята. При развитии заболевания эта выработка нарушается, что в итоге может привести к эректильной дисфункции и мужскому бесплодию.

Чаще всего везикулит возникает вместе с простатитом или воспалением придатка яичек. Бывает как одно-, так и двухсторонним.

категория
Урологические заболевания
классификация МКБ
N49.0
на чтение
обновлено
07.03.2024

Основные причины везикулита:

• Инфекционные процессы.

На первом месте среди возбудителей находятся кокки, кишечная палочка. Также заболевание довольно часто ассоциировано с половыми инфекциями.

• Травматизация семенных пузырьков вследствие медицинских процедур: эндоскопическое исследование мочеиспускательного канала и мочевого пузыря, удаление части простаты.
  • Синдром тазового венозного застоя.

Застойные процессы возникают при искусственном удлинении полового акта, при частой мастурбации, при длительном воздержании, хронических запорах, при сидячей работе.

• Врождённые пороки.

Воспаление возникает из-за врождённой атрезии или обратного заброса спермы или мочи в ткани пузырьков.

Обратите внимание!

При врождённых анатомических дефектах болезнь может развиться у маленьких мальчиков. Такая форма характеризуется длительным течением, устойчивостью к антибактериальным средствам и поражением семенных везикул только с одной стороны.

Факторы риска

Риск болезни повышается у больных, которые имеют нерегулярные сексуальные контакты, постоянно мастурбируют, практикуют прерванный половой акт, не эякулируют, длительно воздерживаются от секса. Кроме того, везикулит может возникнуть при алкоголизме, недостаточной физической активности, при наличии у пациента геморроя, хронических запоров, при неправильном образе жизни.

Патогенез

Механизм развития воспалительного процесса связан с попаданием в семенные железы возбудителя. На фоне этого происходит отёк везикул, снижение их сокращений и уменьшение объёма эякулята. В итоге семенные железы наливаются кровью, сосуды становятся малоэластичными и во время выделения спермы, когда в области малого таза увеличивается давление, могут разорваться.

На фоне развившегося воспалительного процесса снижается продукция стероидного гормона тестостерона, в то время как концентрация пролактина повышается. Это ещё больше нарушает секреторную функцию органа. Появляется ранняя эякуляция, непроизвольное ночное семяизвержение и спонтанная эрекция.

Важно!

Любой тип воспалительного процесса в итоге приводит к изменению нормальной продукции и выделения спермы, что в конце вызовет бесплодие у лиц мужского пола.

Существует следующая классификация везикулита.

По течению

• острый;
  • хронический.

По поражению

• односторонний;
  • двухсторонний.

По форме

• Катаральный.

Процесс распространяется на слизистую оболочку. Она становится красной, отëчной. Из сосудов в тканевые структуры выходит жидкость. Пузырьки увеличиваются в размерах, в них возможно образование жидкостного компонента.

• Глубокий (гнойный).

Воспаление переходит на глубжележащие слои. Отёк и гиперемия нарастают. Содержимое везикул содержит гной.

• Распространённый.

В патологический очаг вовлекаются соседние ткани.

По пути проникновения инфекции

• Лимфогенный.

Занос патогенной флоры происходит лимфатическими структурами из близкорасположенного органа.

• Гематогенный.

Заброс инфекции осуществляется током крови не только из соседних структур организма, но также из отдалённых областей.

• Восходящий.

Движение возбудителя осуществляется по мочевыделительным путям.

Симптомы везикулита

Симптоматика острого и хронического течения заболевания будет отличаться.

Острый везикулит имеет следующие клинические признаки:

• боли в паховой зоне с иррадиацией в крестец;
  • боль над лобком, в области пениса;
  • болевые ощущения беспокоят только с одной стороны;
  • боль усиливается при наполненном мочевом пузыре и при дефекации;
  • примесь крови в эякуляте;
  • болезненное семяизвержение;
  • головная боль;
  • общая слабость;
  • озноб;
  • миалгия;
  • субфебрильная температура тела.

Симптомы везикулита при хроническом течении процесса:

• боль при эрекции;
  • болевые ощущения при эякуляции:
  • длительный период болей;
  • снижение сексуального удовольствия, качества оргазма;
  • ноющая боль в крестцовой области;
  • расстройства мочеиспускания;
  • неконтролируемое семяизвержение;
  • наличие крови или гноя в моче.

При появлении одного или нескольких симптомов болезни необходимо как можно раньше посетить врача. Это позволит выявить процесс на ранних стадиях, начать необходимую терапию и предотвратить присоединение осложнений.

Осложнения

Везикулит может привести к эпидидимиту, уретриту, абсцедированию семенного пузырька, образованию кистозной полости, появлению злокачественных новообразований, эректильной дисфункции, возникновению свищевых ходов, острой задержке мочи, вторичному пиелонефриту, бесплодию. Грозным осложнением является развитие сепсиса.

Обратите внимание!

При диагностированном везикулите необходимо как можно раньше приступить к лечебным мероприятиям. Недопустимо самолечение, что может вызвать необратимые последствия и даже угрожать жизни больного.

Диагностика везикулита

Диагностические мероприятия включают:

1. Сбор анамнеза и жалоб.
    При появлении симптомов везикулита необходимо записаться на приём к урологу. Во время первичной консультации врач узнаёт жалобы, время их возникновения, интенсивность, локализацию. Опрашивает пациента на наличие хронических процессов, образа жизни, половой активности.
  2. Осмотр.
    Включает визуальный осмотр кожных покровов и половых органов. Также специалист проводит ректальное обследование. В норме семенные железы не пальпируется. В случае их увеличения можно выявить появление мягких или плотных образований вытянутой формы, болезненности различного характера.
  3. Общий анализ крови и мочи.
  4. Исследование секреторной жидкости семенных пузырьков. По виду она напоминает желеобразную массу из-за присутствия крови и гноя. При развитии заболевания в ней увеличивается количество эритроцитов и лейкоцитов, появляются бактерии, сперматозоиды теряют способность двигаться.
  5. Бак посев секрета везикул и определение чувствительности к антибиотикам.
  6. УЗИ предстательной железы и семенных желёз, которое проводят через прямую кишку.
  7. Везикулография для исключения туберкулёза и злокачественных опухолей.
  8. Компьютерная или магнитно-резонансная томография.
  9. Лабораторное исследование эякулята с выявлением в нём лейкоцитов, эритроцитов, сниженного количества сперматозоидов, патогенных микроорганизмов, гноя.

Лечение везикулита включает:

• Антибиотики.
  • Нестероидные противовоспалительные средства.
  • Анальгетики.
  • Альфа-адреноблокаторы.
  • Иммуномодулирующие вещества.
  • Ферменты.
  • Флеботропные препараты.

Медикаментозную терапию дополняют физиотерапевтическими методами лечения. Благодаря ей происходит максимальная концентрация лекарственных средств в патологическом очаге, что приводит к снижению отёка, воспаления. Уменьшаются болевые ощущения, улучшается кровообращение. Из ФТЛ назначается: УВЧ, электрофорез, лазерная терапия. Используют массаж простаты.

При развитии гнойных осложнений лечение везикулита у мужчин включает оперативное лечение. Проводят пункцию семенных пузырьков или их рассечение с эвакуацией гноя, в тяжёлых случаях показано тотальное удаление органа.

При выборе лечебной тактики необходимо учитывать этиологию заболевания, степень выраженности клинических симптомов, наличие сопутствующих осложнений, общее состояние пациента. Только учитывая все эти моменты, можно добиться эффективности проводимой терапии.

Прогноз

При раннем обращении больного за медицинской помощью, соблюдении назначенной схемы лечения исход благоприятный.

При развитии осложнений прогноз зависит от тяжести возникших нарушений. При запущенных случаях проводят везикулэктомию, и мужчина остаётся бесплодным.

Профилактические мероприятия везикулита включают:

• лечение воспалительных процессов половых органов;
  • санацию очагов хронических инфекций;
  • регулярные физические упражнения;
  • устранение малоподвижного образа жизни;
  • отказ от вредных привычек;
  • снижение стресса;
  • недопущение переохлаждения;
  • контроль половых отношений;
  • отказ от мастурбации;
  • приём витаминов и микроэлементов;
  • профилактический осмотр уролога.

Источники

• «Урология. Российские клинические рекомендации» Аляев Ю. Г.
  • «Урология. Национальное руководство» Лопаткин Н. А.
  • «Хирургия предстательной железы» Петрова С. Б.
  • «Половые болезни» Мавров И. И.
  • «Острые воспалительные заболевания мужской репродуктивной системы» Белый Л. Е.
У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Как проявляется воспаление семенных пузырьков?
Может ли везикулит привести к бесплодию?
Какой врач лечит везикулит?
Может ли заболевание осложниться летальным исходом?
В чём заключается диагностика болезни?

Как проявляется воспаление семенных пузырьков?

При развитии заболевания возникают болевые ощущения в уретре, паху, в области полового члена. Выраженность болей может быть различной. Она может проходить сразу или держаться на протяжении нескольких часов. Помимо болей, пациента беспокоят расстройства сексуального характера. Возможно появление примеси гноя или крови в эякуляте.

Может ли везикулит привести к бесплодию?

Да. Хроническое поражение семенных желёз вызывает мужское бесплодие вследствие развивающихся гормональных нарушений, ухудшения отхождения эякулята через семявыносящие протоки. Кроме этого, тяжёлые осложнения могут потребовать хирургического удаления везикул и поэтому зачать ребёнка будет невозможно.

Какой врач лечит везикулит?

При подозрении у себя болезни и при появлении тревожных симптомов стоит прийти к урологу. Помимо выявления симптомов и лечения везикулита, он проведёт дифференциальную диагностику с другими заболеваниями со схожей симптоматикой.

Может ли заболевание осложниться летальным исходом?

При развитии гнойных осложнений инфекционный агент может проникнуть в кровеносное русло с развитием тяжёлого сепсиса. При отсутствии лечения и позднем обращении больного за медицинской помощью возможен летальный исход.

В чём заключается диагностика болезни?

Диагностика везикулита включает сбор жалоб больного, ректальный осмотр, УЗИ предстательной железы и семенных пузырьков, везикулографию, исследование эякулята и секрета семенных желёз.

Врачи лечащие везикулит