Ангиолипома почки

Ангиолипома почки — это не злокачественное новообразование, которое образуется в почечных тканях. По статистике считается, что данный патологический процессвозникает в 4 раза чаще у женщин, чем у мужчин. Также врачи установили, что эта урологическая проблема является самой распространенной из новообразований мочевыводящей системы во всем мире.

Новообразование состоит из жировых клеток, мышечной и эпителиальной ткани, пронизанных артериями. Такие опухоли могут образовываться также в некоторых структурах головного мозга, на кожных покровах и в легочной ткани.

Для почечного синдрома характерно особое строение ангиолипомы, чаще всего она не включает в себя жировой ткани, а состоит лишь из гладких мышечных волокон и сосудов.

Основным диагностическим приемом для определения заболевания является ультразвуковое исследование. Лечение в любом возрасте подбирается индивидуально, зависит от особенностей пациента, а также размеров и месторасположения опухоли.

категория
Урологические заболевания
классификация МКБ
D30.0
на чтение
обновлено
07.03.2024

Причины возникновения заболевания

На данный момент не установлено истинной причинызаболевания на протяжении всей жизни пациента. Врачи всего мира ведут дебаты о том – может ли данное заболевание быть наследственным или генетическим фактором или же оно развивается по мере роста человека.

Существует генетическая теория от чего зависит возникновение новообразования. В соответствии с ней риск заболевания передается мужчинам через хромосомы.

Также есть и гормональная теория, по которой предполагается, что опухоль можно определить на фоне изменений гормонального фона. Примером может служить период ожидания ребенка, а также наличия в организме различных гормонопродуцирующих опухолей.

Обратите внимание!

Фоном для развития заболевания бывают самые разные повреждения почек, а также оперативные вмешательства на этом органе.

Патогенез развития заболевания

Изначально при небольших размерах опухоли течение заболевания никак не проявляет себя. Однако, в дальнейшем, по мере роста новообразования ему начинает требоваться все больше кислорода и питательных веществ. Мышечная ткань нарастает активно, гораздо быстрее артерий, кровоснабжающих опухоль. В итоге, сосуды растягиваются, повреждаются, что приводит к множественным разрывам сосудистых стенок и кровоизлиянию в забрюшинную полость.

Классификация

Специалисты выделяют 2 основные формы заболевания, которые встречаются на сегодняшний день:

• изолированная форма заболевания — патология возникает самостоятельно, первично, для этого ей не нужен фон в виде каких-либо болезней обеих почек, функция их не затронута; это единичное новообразование, чаще всего оно локализованное в правой почке;
  • врожденный вариант заболевания, основной для которого является склероз; при такой форме патологии образуется много новообразований, как в правой, так и в левой почке.

По своему проявлению классифицируют два типа опухолей:

• типичное новообразование — в таком случае опухоль состоит из мышечной и жировой тканей, снабженных кровеносными сосудами;
  • атипичная опухоль не содержит жировой ткани.

Определить тип опухоли можно лишь при биопсии с последующей гистологией, а также исследованием тканей, удаленных во время оперативного вмешательства.

Симптомы ангиолипомы почки

На ранних этапах развития заболевания новообразование является бессимптомным. В таких случаях оно обнаруживается случайно, в ходе обследования больного пациента по поводу подозрений на другие патологии. А также во время прохождения диспансеризации.

По мере роста и развития заболевания может проявляться симптоматика. Как правило, признаки болезни у большинства пациентов обнаруживаются в том случае, когда новообразование достигает размеров пять сантиметров и более.

При этом такой размер считается небольшим и зачастую требует не лечения, а наблюдения. Доктор назначает регулярное обследование, в ходе которого следит за ростом и «поведением» опухоли.

По мере роста опухоли и развития заболевания наблюдаются следующие признаки и симптомы:

• болевые ощущения в животе или области поясницы с той стороны, где развивается опухоль;
  • хроническая утомляемость, апатия, снижение аппетита и жизненной энергии;
  • появление припухлости со стороны поражения;
  • изменение окраски мочи в результате примесей крови;
  • высокая вероятность артериальной гипертензии.

Осложнения

Основным осложнением ангиолипомы почки является кровоизлияние, которое происходит в результате того, что сосуды не успевают за ростом мышечной ткани опухоли. В итоге сосуды истончаются и «рвутся».

Сильное кровотечение может привести к резкому ухудшению самочувствия. В моче появляется кровь, возникает резкая боль в области поясницы. При осмотре врач может увидеть припухлость со стороны поражения. При попадании крови в брюшную полость возникает острая боль в животе, имитирующая клиническую картину приобретенного аппендицита или же перитонита.

Помимо этого растущая опухоль может приводить к сдавлению окружающих его внутренних органов. В свою очередь это приводит к тому, что нарушается их функционирование. А в тяжелых случаях может развиваться некроз, то есть гибель тканей или тромбоз сосудов.

Диагностика ангиолипомы почки

Для того, чтобы поставить диагноз, доктору предстоит сначала собрать анамнез, в который входит сбор анамнеза и жалоб. После чего необходим осмотр, а также комплексное обследование, состоящее из лабораторных и инструментальных методов исследования.

Диагностика заболевания начинается с консультации, опроса и осмотра пациента.

Опрос и осмотр

На первом этапе доктор выясняет жалобы, определяет время появления симптоматики, ее интенсивность, узнает, проводилось ли какое-то лечение в домашних условиях. Важно сообщить доктору о наличии в анамнезе заболеваний мочевыделительной системы, травм почек или операциях на них.

Как правило, на начальных этапах развития заболевания симптомы отсутствуют и обнаруживаются случайно на ультразвуке или рентгенограмме, выполняемых по поводу других жалоб.

Лабораторные исследования

В обязательном порядке назначается общий анализ мочи, в котором обнаруживаются элементы крови.

Инструментальные методы исследования

В составе комплексного исследования, инструментальные методы бывает представлены следующими видами диагностики:

• ультразвуковое исследование — заподозрить опухоль можно по обнаружению в ходе исследования округлого, однородного образования; в правой почке такие новообразования обнаруживаются чаще, чем в левой;
  • мультиспиральная КТ с контрастным веществом — это исследование позволяет получить серию тонких срезов, которые помогают детально изучить строение и состояние органа; МСКТ анализирует кровоснабжение органа и кровоток в новообразовании;
  • магнитно-резонансная томография — исследование, позволяющее построить 3D модель почки и тщательно изучить каждый ее элемент и опухоль; исследование абсолютно безопасно и может проводиться так часто, как это необходимо для диагностики контроля за результатом лечения;
  • дуплекс-сканирование почек позволяет оценить состояние артерий и кровотока в новообразовании;
  • биопсия патологического участка с последующим гистологическим исследованием препарата в лаборатории. Это позволяет определить тип ткани и поставить диагноз.

Лечение ангиолипомы почки

В наших клиниках терапия ангиолипомы почки проводится по персонифицированному плану, который составляется с учетом индивидуальных особенностей пациентов, а также размеров, месторасположения опухоли, наличии сопутствующих патологий.

Лечение небольших опухолей

Зачастую терапию таких опухолей не проводят. Врачи наблюдают за состоянием и регулярно проводят обследование для контроля за состоянием и размером опухоли. Как правило, достаточно бывает сделать УЗИ почек один раз в три месяца.

Лечение крупных опухолей

При наличии новообразований крупного размера показано хирургическое лечение.

В современной хирургии применяется несколько методик оперативного вмешательства при ангиолипоме почки.

Эмболизация

Во время этой методики врач вводит препарат в сосуды, которые питают новообразование. Это приводит к склеиванию стенок и нарушению кровообращения в опухоли. В отсутствии питания образование уменьшается в размерах.

Энуклеация

Это деликатный эндоскопический метод, во время которого происходит аккуратное удаление опухоли вместе с капсулой. При этом здоровые ткани вокруг опухоли не страдают. Однако, такая операция допустима только в том случае, если подтверждена доброкачественная природа новообразования.

Резекция почки

Во время данного вмешательства удаляется не только новообразование, но и часть почки. Это показано в тех случаях, когда опухоль проросла в ткани почки. Операция выполняется одним из двух способов:

• классический подход;
  • лапароскопия — удаление патологических тканей через небольшие проколы или разрезы в брюшной стенке.

Нефрэктомия

При выраженной опухоли, проросшей в ткани почки, рекомендуется нефрэктомия или полное удаление органа. Также такое лечение рекомендовано при наличии множества образований.

Обратите внимание!

Еще одним способом борьбы с ангиолипомой является криоаблация или воздействие на патологические ткани жидким азотом. Этот способ применим при небольшой опухоли на фоне хорошего состояния здоровья и самочувствия человека.

Прогноз

Как правило, при своевременном обращении за медицинской помощью и тщательном соблюдении рекомендаций лечащего врача прогноз благоприятный. Однако, если отказаться от терапии или затянуть с визитом к доктору лицам из риска группы, заболеванием может осложниться. В том числе может происходить озлокачествление новообразования и развиваться онкология.

Важно!

При наличии хронических патологий почек и других органов мочевыделительной системы рекомендуется регулярно проходить медицинское обследование, в том числе делать УЗИ, МРТ и сдавать анализы мочи.

Профилактика заболевания

Профилактическая специфика заболевания отсутствует. Важно внимательно относиться к своему здоровью и своевременно лечить все очаги острой и хронической инфекции, особенно беременным женщинам, лицам, связанным с тяжелой физической работой, и возрастным пациентам после 40 лет. При появлении неприятной симптоматики рекомендуется без промедления обратиться за помощью к грамотному доктору.

Источники

• М.Р. Сапин, Г.Л. Билич «Нормальная анатомия человека»
  • Д. Р. Долгова, Т. П. Генинг, Н. Л. Михайлова «Физиология выделения»
  • Ю.Г. Аляев, В.А. Григорян, З.К. Гаджиева «Расстройства мочеиспускания»
  • М.М. Батюшин «Нефрология. Ключи к трудному диагнозу»
У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Чем отличается ангиолипома левой почки от ангиолипомы правой почки?
Как лечить ангиолипому?

Чем отличается ангиолипома левой почки от ангиолипомы правой почки?

На самом деле особого отличия нет, кроме локализации боли. На ранних этапах развития заболевание никак не проявляет себя. По мере развития и увеличения опухоли появляется тупая боль в пояснице справа или слева, а также отмечается ухудшение самочувствия, хроническая усталость, артериальная гипертензия и гематурия (кровь в моче).

Как лечить ангиолипому?

При наличии небольшой опухоли врач выбирает выжидательную тактику, при которой никак не вмешивается в развитие опухоли. Но внимательно наблюдает за ней, проводя УЗИ и ряд других исследований раз в три месяца.

При наличии крупной опухоли необходимо хирургическое лечение, вид которого доктор подбирает индивидуально в зависимости от размеров новообразования, его расположения, а также от состояния здоровья пациента.

Врачи лечащие ангиолипому почки