Панкреатит

Панкреатит — воспалительная патология поджелудочной железы, которая проявляется болью, тошнотой и нарушениями пищеварения. Воспаление может протекать в острой и хронической форме. В структуре экстренной хирургической патологии острый панкреатит занимает 3 место, уступая лишь острому аппендициту и патологии желчного пузыря, и составляет до 10-16%. Заболевание подтверждается лабораторно-инструментальными методами исследования, а лечение подбирается индивидуально в зависимости от формы и стадии панкреатита.

категория
Болезни органов пищеварения
классификация МКБ
К86.1
на чтение
обновлено
26.02.2024

Причины панкреатита

Основные факторы, провоцирующие развитие хронического и острого панкреатита:

• патологии желчевыводящих путей;
  • алкогольная зависимость;
  • болезни желудка;
  • в редких случаях причинами возникновения панкреатита могут выступать инфекции (микоплазмоз, глистная инвазия, аденовирусная инфекция), опухоли, болезнь Крона, недостаточность белкового питания, длительный прием ряда лекарственных препаратов.

Патогенез панкреатита

Для объяснения патогенеза панкреатита ученые предлагают 2 основные теории.

Теория Sarles

Систематическое употребление алкогольных напитков ведет к изменению состава панкреатического сока, а именно увеличивает концентрацию белка в нем, что облегчает формирование конкрементов или камней. Образовавшиеся камни закупоривают проток и травмируют эпителий, что вызывает атрофию ацинусов, перидуктальное воспаление и фиброз.

Теория последовательного некроза и фиброза

Согласно этой теории хронический панкреатит появляется в результате приступов острого панкреатита. Главным патологическим признаком тяжелого острого панкреатита являются очаги некроза, резорбция которых приводит к фиброзу.

Классификация панкреатита

По течению заболевания выделяют:

1. Хронический панкреатит.
  2. Острый панкреатит, который в свою очередь подразделяется на:
  • острый интерстициальный (отечный) панкреатит;
  • острый деструктивный панкреатит (панкреонекроз) стерильный;
  • острый деструктивный панкреатит (панкреонекроз) инфицированный.

По характеру некротического поражения острый панкреатит может быть:

• жировым;
  • геморрагическим;
  • смешанным.

По клиническим проявлениям различают следующие виды хронического панкреатита:

• рецидивирующий;
  • болевой;
  • склерозирующий (безболевой);
  • псевдотуморозный (желтушный).

Симптомы панкреатита

Клиническая картина острого и хронического воспаления поджелудочной железы различаются.

Проявления хронического панкреатита

Для хронического панкреатита характерно снижение аппетита, тошнота, отрыжка. При этом у пациентов может прогрессировать потеря веса, наблюдаться слабость и жажда. Боль умеренной силы может быть опоясывающего характера, отдавать в лопатку, надплечье, левое подреберье или спину.

Признаки острого панкреатита

Заболевание стартует с повышения температуры тела, резкой боли в животе, вздутия живота. В тяжелых случаях развивается желтуха, тахикардия, парез кишечника, тахипноэ, дыхательная недостаточность и другие.

Обратите внимание!

Временами болезненные ощущения обостряются с приемом жирной и острой пищи, перееданием и употреблением алкогольных напитков.

Осложнения острого панкреатита

Осложнения острого панкреатита делятся на локальные, обусловленные местными деструктивными изменениями, и системные, вызванные воздействием медиаторов воспаления, гиперферментемией или присоединением инфекции.

Наиболее тяжелое осложнение острого панкреатита — панкреонекроз, при котором происходит деструкция поджелудочной железы. Наиболее четко панкреонекроз диагностируется на компьютерной томографии с контрастным усилением.

Некроз менее 30 % поджелудочной железы в большинстве случаев не представляет угрозы для жизни.

Инфицированный панкреонекроз возникает при присоединении вторичной бактериальной инфекции отмечается у 60–70 % пациентов с тяжелым панкреатитом. Как правило, инфекция распространяется ретроперитонеально по клетчатке, сопровождающей толстую кишку.

Обратите внимание!

Возможные осложнения также включают в себя: гастродуоденальные язвы, хроническую дуоденальную непроходимость и абдоминальный ишемический синдром.

Диагностика панкреатита

В начале обследования доктор проводит опрос, собирает жалобы, выясняет, когда появились симптомы, что их спровоцировало и др.

Далее назначается лабораторно-инструментальное исследование.

Лабораторные анализы

При данной патологии пациенту назначаются:

• Общеклинический анализ крови — могут быть обнаружены признаки воспаления.
  • Биохимический анализ крови — отмечается рост уровня сахара, снижается кальций и нарастает активность панкреатических ферментов. Также может наблюдаться повышение уровня билирубина и печеночных ферментов.
  • Микроскопическое и бактериологическое исследование кала.

Инструментальные исследования

Инструментальные методы позволяют визуализировать патологические изменения паренхимы поджелудочной железы, увеличение органа в объеме, также можно обнаружить абсцессы, кисты, наличие камней в желчных протоках.

• Трансабдоминальное ультразвуковое исследование.
  • Контрастная КТ – ранняя компьютерная томография показана только для дифференциальной диагностики острого панкреатита, исключения других угрожающих жизни патологий.

Лечение панкреатита

Терапия панкреатита направлена на:

• Купирование боли.
  • Уменьшение и снятие интоксикации.
  • Замедление патологического процесса при хроническом панкреатите.

Лечение панкреатита может быть консервативным или хирургическим.

Консервативная терапия

Может включать в себя:

• Анальгетики или новокаиновую блокаду для уменьшения болевых ощущений.
  • Голод, покой и холод на область поджелудочной железы.
  • Дезактиваторы ферментов железы.
  • Дезинтоксикацию, то есть очищение организма от токсинов.
  • Антибактериальную терапию при необходимости в профилактике инфекционных осложнений.

Хирургическое лечение

Такая терапия назначается при наличии камней в протоках, скоплении жидкости в железе, кистах или абсцессов.

Предпочтение отдается малоинвазивным и малотравматичным операциям. При наличии некроза может быть назначена резекция поджелудочной железы.

Диета при панкреатите

В первые дни при остром панкреатите рекомендуется соблюдать голодную паузу, чтобы снизить нагрузку на поджелудочную железу.

Прогноз при панкреатите

Успех лечения панкреатита во многом определяется адекватностью терапии и своевременностью ее назначения, поэтому больные нуждаются в интенсивном и целенаправленном лечении с момента обращения к врачу.

Профилактика панкреатита

Профилактика основана на устранении факторов риска, провоцирующих болезнь. Следует проводить своевременное лечение сопутствующих патологий, которые могут спровоцировать возникновение панкреатита, обеспечить рациональное питание и режим дня, отказаться от алкоголя.

Источники

• И.В. Маев, Ю.А. Кучерявый, Д.Н. Андреев, Д.Т. Дичева, И.Ю. Гуртовенко, Т.А. Баева “Хронический панкреатит: новые подходы к диагностике и терапии”
  • П.Г. Кондратенко, А.А.Васильев, М.В. Конькова “Острый панкреатит”
  • Н.В. Мерзликин “Панкреатит”
  • Э.В. Недашковский “Панкреатит”
У вас появились симптомы?
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Что можно есть при панкреатите?
Как отличить гастрит от панкреатита по симптомам?
Что нельзя есть при панкреатите?
А бывает ли температура при панкреатите?
Чем опасен панкреатит?
Какие анализы рекомендуете сдать при подозрении на панкреатит?

Что можно есть при панкреатите?

Питание при панкреатите имеет большое значение. От него во многом зависит самочувствие пациента. Первый день рекомендуется соблюдать режим холод-голод и покой. Поэтому этот день рекомендуется провести с холодной грелкой на области поджелудочной железы в кровати и по возможности воздержаться от еды. Далее можно подключать простую пищу в виде сухарей без соли и сахара, отварного риса и тд.

Как отличить гастрит от панкреатита по симптомам?

Диагностикой должен заниматься доктор, он не спутает симптомы. Как правило, при гастрите болит область эпигастрия, то есть “чуть ниже середине груди”, а боль при панкреатите локализуется в левом подреберье или носит опоясывающий характер.

Что нельзя есть при панкреатите?

При воспалении поджелудочной железы рекомендуется отказаться от употребления кофе, газировки и алкоголя, жирной, жареной и острой пищи. Отдавайте предпочтение отварным и тушеным блюдам из круп, овощей и нежирного мяса.

А бывает ли температура при панкреатите?

Да, конечно, острое воспаление поджелудочной железы чаще всего сопровождается повышением температуры тела.

Чем опасен панкреатит?

Панкреатит опасен панкреонекрозом, при котором погибают клетки железы и она уже не может выполнять свою функцию.

Какие анализы рекомендуете сдать при подозрении на панкреатит?

Обычно в такой ситуации назначается общеклинический анализ крови — могут быть обнаружены признаки воспаления, а также биохимический анализ крови — в них можно увидеть рост уровня сахара, снижение кальция и увеличение активности панкреатических ферментов. Также может наблюдаться повышение уровня билирубина и печеночных ферментов.

Врачи лечащие панкреатит

Заболевания по направлению Гастроэнтеролог

Для быстрой связи напишите нам в любом удобном мессенджере.

Написать в WhatsAppНаписать в TelegramНаписать ВКонтактеЗаказать звонок